Имеется ли ответственность потребителя, если в его руках при перекрытии шарового крана отрывается резьба отвода?

Борис Хромов
Ответвление (отвод): отводящий трубный участок до запорного крана. Иными словами, это труба, соединённая с магистральным трубопроводом, как правило, под 90º
Имеется ли ответственность потребителя, если в его руках при перекрытии шарового крана отрывается резьба отвода?

Отрыв крана от отвода свидетельствует о крайней степени износа резьбы отвода и приложении завышенных усилий при перекрытии, например, при помощи инструмента, когда от него к рукоятке прикладывается дополнительная нагрузка. Такая ситуация характерна, как правило, для стальных отводов стояков, находящихся в эксплуатации длительное время, превышающее нормативные сроки. Такие сроки, а также требования к техническому состоянию стальных труб прописаны в действующих Ведомственных строительных нормах:

- ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312)

- ВСН 57-88(р) «Положение по техническому обследованию жилых зданий»;

- В СП 30.13330.2020, пп. 11.2 указано: Срок службы систем водоснабжения при температуре воды 20°С и нормативном давлении должен составлять не менее 50 лет, а при температуре 75°С и нормативном давлении - не менее 25 лет.

Согласно ВСН 57-88(р), п. 4.108, 4.111 допустимая величина максимальной относительной глубины коррозионного поражения труб принимается 50% толщины стенки новой трубы. Допустимой величиной сужения трубопроводов коррозионно-накипными отложениями следует принимать уменьшение живого сечения образцов труб не более чем на 30 %.

Согласно ВСН 58-88р (приложение 3, рекомендуемое), продолжительность эксплуатации до капитального ремонта оцинкованных труб  ГВС при закрытой схеме теплоснабжения – 20 лет (тоже при открытой - 30 лет).

Также влияет на эффективную продолжительность эксплуатации, т.е. стойкость к воздействию параметров рабочей среды (состав, давление, температура), толщина стенки стальных труб.Параметры труб (толщины стенок, диаметры, длины резьб) установлены в ГОСТ 3262-75, разделяющий их на типы: легкие, обыкновенные и усиленные. Все типы, определяемые проектом, допускаются к использованию в жилых домах. Наиболее широкое применение в годы СССР находили обыкновенные трубы с толщиной стенки 2,8 мм для труб Ду15 (1/2 дюйма) и Ду20 (3/4 дюйма). Реже применялись трубы лёгкого типа в силу их потенциально заниженной надёжностии усиленные в силу их повышенной стоимости. В экспертной практике имеются примеры эксплуатации отводов со сроком до аварии - 2-3 года и до 50 лет. Наиболее часто поступают обращения, связанные с последствиями долговременной эксплуатации отводов – более 30 лет. Причём, большая часть стояков с отводами в домах постройки 60-х годов, не прошедших замену коммуникаций, продолжают функционировать наряду с аварийными.

Причины разрушения отводов заключаются в наличии следующих факторов, как по отдельности, так и в сочетании:

- заниженная толщина стенки;

- некачественный монтаж;

- превышение срока службы.

Также на стойкость отводов действует фактор давления и температура воды. Так, отводы на первых этажах, в силу гидравлики, испытывают наибольшее давление. Следовательно, при прочих равных, риск выхода из строя любых элементов разводки выше на нижних этажах. Отводы на ГВС служат меньший срок в силу ускоренной утраты слоя цинка и последующей коррозии их внутренней поверхности в зоне резьбы.

Заниженная толщина стенки имеет значение менее 2, 3 мм, что определяет нестандарностьтрубы и её непрогнозируемый срок службы.

Некачественный монтаж определяется по признаку оголённости части резьбы, как правило, двух нитей. Именно они, находясь во влажной среде, ускоренно корродируют и в сочетании с коррозией внутренней поверхности создаются условия критичного утончения стенки. Аналогичные условия создаются в результате сварочных работ, образовавших малое расстояние от резьбы до сварного шва. При этом от выгоревшего цинкового покрытия коррозия распространяется в сторону резьбы. Многократный монтаж способствует ослаблению соединения при чрезмерных нагрузках. Также превышение угловых нагрузок с учётом обязательной комплектации разводки фильтром, счётчиком, регулятором давления. В последующей цепочке монтируется коллектор с трубами, что при отсутствии креплений существенно нагружает отвод и сокращает срок его службы.

Превышение срока службы некритично, если соблюдаются штатные условия эксплуатации. При отступлении от них, принимая во внимание вышеприведённые факторы, срок службы может сократиться многократно.

Учитывая вышеизложенные причины, в т.ч. критичный износ резьбы отвода, механическое воздействие инструментом на рукоятку шарового крана может привести к аварии. При таком воздействии, при допустимом состоянии коррозионного поражения отвода срыв шарового крана невозможен.

Приведу пример наиболее показательного аварийного случая, прошедшего экспертизу.

Заказчиком передан шаровой кран и фрагмент резьбы (фото 1). Шаровой кран (далее – ШК), из эксплуатации имеет двухстороннюю маркировку: DN15 ½ PN16 логотип. На поверхности корпуса отмечаются обильные подтёки коричневого цвета от резьбы и локальные голубые разводы от штока. Внутренняя поверхность резьбы имеет обильное отложение продуктов коррозии (фото 2), перекрывающее сечение примерно наполовину. На гранях имеются риски от газового ключа со смещением в сторону закручивания.

Второй представленный объект исследования – фрагмент резьбы стальной трубы (фото 3), срезанный с одной стороны, и неровной кромкой – с другой стороны, с перепадом высот до 6,5 мм. На внутренней поверхности отмечается налет коричневого цвета. Толщина стенки неравномерна и критично утонена.

В аварийном акте отмечено: «… на отводе стояка ХВС имеется отрыв резьбового соединения участка трубы по месту соединения с входным краном в квартиру». Разрушение, со слов заказчика, произошло внезапно, после 6 лет эксплуатации. В МКД постройки 2017 г. первые подобные случаи отмечались с 2018 г. В прошествии времени явление приобрело массовый характер. 

Фото 1. Представленный кран

Фото 2.Наслоение продуктов коррозии    

Фото 3. Резьбовойфрагмент отвода со стороны отвода

Исследование показало, что на поверхности внутренней резьбы крана (фото 2), на крайних 3-х витках, образовался нарост продуктов коррозии с центральным отверстием, с глубиной на полную длину резьбы. Оголённая часть резьбы составляет 1-1,5 витка, что свидетельствует о контакте ответной резьбы отвода (фрагмента) на такую же глубину. В указанном налёте просматриваются нити льна и круговой след серого цвета, схожий с расположением ранее ввёрнутой резьбы отвода. Для уточнения содержания налёта проводилось его выскабливание. Выявлено методом намагничивания, что в налёте не содержатся остатки резьбы отвода. Отсутствие металла свидетельствует о полном разложении коррозией ранее ввёрнутых витков резьбы. Судя по оставшимся на отводе виткам,  в зацеплении с краном находилось 1,5-2 ввёрнутых витков, чему свидетельствуют оттенки резьб отвода и крана. Не вызывает сомнений, что первоначальный монтаж шарового крана произведён некачественно, о чем свидетельствуют следы на резьбе отвода с явными признаками неполного накручивания на него крана. 

Учитывая признаки неполного закручивания и отсутствие должного количества остатков льна, можно судить о недостаточной герметизации соединения. Другими словами, контакт резьб в 2,5 витка с накрученным льном не обеспечивает должную герметизацию соединения, поскольку не достигнут упор в сбег резьбы. Такое состояние привело к подтеканию соединения, корродированию открытых витков резьбы, что проявилось в подтеках на всех восьми гранях крана. В процессе эксплуатации в первую очередь корродировала часть резьбы, сопряжённая с краном, размерная полнота которой уменьшалась со временем. В момент достижения состояния критичного снижения плотности зацепления витков произошел срыв крана.

 Фото 4. Место аварии узла отвода   

Причиной разрушения отвода стояка ХВС явилась коррозия 2,5 витков, находившихся в зацеплении с краном, как следствие недостаточной герметизации соединения и неполного накручивания на резьбу отвода крана.

  Получить pdf версию журнала и подписаться на рассылки заполнив форму обратной связи
  Заполнив форму, я соглашаюсь на политику HeatClub в отношении рассылок
Имя
Телефон
E-mail
Комментарий
Введите символы, изображенные на картинке