Сертификация латунных шаровых кранов: ситуация на рынке

Минина Юлия Игоревна, начальник направления по экспертизе и сертификации Научно-Промышленной Ассоциации Арматуростроителей
Кран шаровой применяется в качестве запорной арматуры на трубопроводах систем питьевого и хозяйственно-питьевого назначения, водо- и газоснабжения, отопления, сжатого воздуха (вы можете его встретить и в МКД, и в ИЖС, и в саду, и на объектах социального значения (больницы, школы и т.д.).
Сертификация латунных шаровых кранов: ситуация на рынке

Кран шаровой применяется в качестве запорной арматуры на трубопроводах систем питьевого и хозяйственно-питьевого назначения, водо- и газоснабжения, отопления, сжатого воздуха (вы можете его встретить и в МКД, и в ИЖС, и в саду, и на объектах социального значения (больницы, школы и т.д.).Все эти сферы применения позволяют отнести шаровой кран к бытовым изделиям. Латунные шаровые краны, как и большинство составных частей  инженерных сетей тепловодоснабжения, являются продукцией с небольшой добавленной стоимостью.  В производственных затратах при изготовлении шаровых кранов доля стоимости сырья (латуни)  составляет от 50% до 70% , в зависимости от толщины стенок.   В жёсткой конкурентной борьбе за покупателя в массовом сегменте, ключевым аргументом всегда становится цена.  Даже производители брендовой продукции с многолетней историей вынуждены  «экономить» на толщине стенок, снижая  металлоемкость и  вместе с тем необходимый запас прочности, не говоря уже про торговые марки - однодневки, не имеющие репутационных рисков. Шаровые пробки  из чугуна, штоки из обычной не коррозионностойкой стали, уплотнительные кольца из ПЭ- вот не полный перечень «не спортивных» приемов для снижения себестоимости при производстве шаровых кранов. Отсутствие технических регламентов, либо необязательность им соответствия, превращает рыночные состязания добросовестных производителей в бои без правил.

ГОСТ Р59553 «Арматура трубопроводная. Краны шаровые из латуни. Общие технические условия» и обязательное подтверждение соответствия  в форме сертификации должны обеспечить условия здоровой конкуренции производителей, при которой конечные потребители будут защищены от небезопасной  и контрафактной продукции. Перспектива такой перестройки, разумеется, не была встречена единогласным одобрением всех участников рынка, однако необходимость установления прозрачных «правил игры» поддерживают большинство импортёров и российских производителей латунных шаровых кранов.

ГОСТ Р59553-2021 регламентирует не только  параметры нагрузок при прочностных испытаниях, которые косвенно предъявляют требования к  конструкции крана, но и минимально допустимые толщины стенок и размеры присоединительных концов. Сложившиеся «традиции»  в латунных шаровых кранах на рынке России, за редким исключением,  не  укладываются в требования нового ГОСТа и для успешного прохождения испытаний при сертификации, российским производителям и импортерам приходится вносить, в большей или меньшей степени, изменения в конструкции кранов.  Сам по себе процесс изменений и перехода производств на выпуск новых конструкций кранов требует некоторых затрат.  Кроме того, соблюдение требований к толщине стенки повлечет удорожание наиболее «облегченных» кранов из-за увеличения их веса. Поэтому не удивительно, что рынок не перестроился одномоментно, но процесс пошёл. Первыми приступили к процедуре сертификации российские производители шаровых кранов.

Кроме возможности «экономить» на безопасности и надёжности кранов, ГОСТ Р59553-2021 ограничивает маркетологов, часто пытающихся привлечь потребителя «выдуманными» преимуществами того или иного крана. В обязательную программу при сертификационных испытаниях входят ресурсные, механические и климатические испытания.  Краны должны сохранять работоспособность после  проведения заявленного  количества циклов «закрыт-открыт». Климатические испытания проводятся при температурах  заявленного диапазона рабочих температур.

Присутствующий скептицизм среди участников рынка в отношении сертификации шаровых кранов, не беспочвенный. За многие годы доверие конечных потребителей к сертификатам потеряно. До обязательной сертификации, а также в первые месяцы действия этих норм, Научно-Промышленной Ассоциацией Арматуростроителей было направлено несколько обращений в профильные ведомства по поводу вызывавших вопросы сертификатов соответствия, действие которых было прекращено впоследствии органами сертификации, которые их и выдавали в связи с допущенными при сертификации нарушениями.

При отсутствии  надлежащего  контроля над оборотом продукции, подлежащей обязательной сертификации, со стороны государства, меры борьбы ограничены.  Без участия профильных ассоциаций  в борьбе с поставками на Российский рынок продукции не соответствующего качества, рынок строительных материалов и шаровых кранов в частности не скоро примет цивилизованный вид.

  Получить pdf версию журнала и подписаться на рассылки заполнив форму обратной связи
  Заполнив форму, я соглашаюсь на политику HeatClub в отношении рассылок
Имя
Телефон
E-mail
Комментарий
Введите символы, изображенные на картинке